ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?
СЕМЬЯ – это счастье, любовь и удача,
СЕМЬЯ – это летом поездки на дачу.
СЕМЬЯ – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
СЕМЬЯ – это труд, друг о друге забота,
СЕМЬЯ – это много домашней работы.
СЕМЬЯ – это важно! СЕМЬЯ – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили всегда:
КАКАЯ ХОРОШАЯ ЭТО СЕМЬЯ!!!
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ (скачать)
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
(ред. от 27.06.2018)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (скачать)
Закон Республики Коми от 23.12.2008 N 148-РЗ
(ред. от 29.11.2018)
"О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми"
(принят ГС РК 16.12.2008) (скачать)
В своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент России В. В. Путин определил главный приоритет государственной политики – «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России». Усилия государства должны быть «направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».
За последнюю четверть века в российском обществе произошли глобальные социально-экономические изменения, затронувшие все сферы жизни человека. Институт семьи подвергся серьезной трансформации. Эксперты отмечают изменения функций семьи, семейных ролей, дестабилизацию брака и возникновение его новых форм, появление таких тенденций, как рост автономии поколений, усложнение межличностных отношений между супругами, родителями и детьми, утрата традиционных ценностей. Традиционная модель воспитания, при которой дети получали от родителей полезные навыки, знания жизни, советы, передающиеся из поколения в поколение, семейные ценности, также нарушилась.
Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Процесс социализации молодого поколения в современном российском обществе осложнен, т.к. происходит переоценка ценностей, традиций и норм. Молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, потому что процесс передачи традиций, норм, ценностей предшествующими поколениями был нарушен в связи с изменениями идеологии в 90-х годах. Новая ценностная система российского общества только начинает свое становление, в то время как традиционная система ценностей подверглась разрушительному воздействию многих факторов в период социально-экономических преобразований в стране.
В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую, как бы это не казалось странным, становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье.
Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.
На формирование ценностей поколения детей оказывают воздействие различные факторы, такие, как нормы и ценности референтных групп, школа, СМИ и др. Изменения в семье (родители весь день на работе, минимум совместного организованного времяпровождения семьи, легкость смены брачных партнеров и т.д.) привели к тому, что у многих детей нет сформированного образа идеальной семьи (цели, к которой надо стремиться), нет опыта положительного взаимодействия в семье, теряются ролевые представления о себе как о будущем родителе.
Помимо этого, для многих детей характерно наличие конфликтов с родителями, потребительское отношение к родным, или, наоборот, наблюдается равнодушное отношение родителей к детям. Для многих семей характерен низкий уровень педагогической грамотности родителей. Современные психологи и педагоги с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского внимания к детям, которое называют «дефицитом родительской любви». Дефицит родительской любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и уровня духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе.
В то же время семья всегда выступала и продолжает оставаться важной жизненной опорой. Ценность семьи, несмотря на изменение веса других ценностей, остается приоритетной и в поколениях детей. Наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативным воздействиям и гарантией адекватного воспитания молодого поколения.
Родители, осознавая важность формирования жизненных ценностей у детей, пытаются выстроить подходы к их воспитанию в новых условиях. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.
Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у детей сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом. В то же время возрастает роль и ответственность родителей за воспитание своих детей как активных граждан России, способных к свершению позитивных преобразований в обществе. Научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми – задача, прежде всего, семьи. Школа должна помочь родителям и детям осознать и сформировать ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно. В. А. Сухомлинский считал, что обществу – и родителям, и молодежи, которой в будущем строить семью, – необходима Родительская педагогика, которая должна стать настольной книгой каждого нашего гражданина. Родительскую педагогику надо изучать в специальных родительских школах. Решение обозначенных проблем потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
В последние годы ведутся научные и социологические исследования, разрабатываются новые методики, апробируются подходы. Вопросы работы с обучающимися и их родителями по формированию семейных ценностей остаются важной темой научной, профессиональной и общественной дискуссии. В различных регионах Российской Федерации накоплен значительный практический опыт работы образовательных организаций по этой проблеме.
В современном российском обществе существует серьёзная потребность в целенаправленном приобретении специальных знаний по вопросам формирования и развития родительских компетенций. На различных уровнях и в самых разнообразных формах действует большое количество различных форм родительских курсов, сайтов, тренинговых программ, адресованных как настоящим, так и будущим родителям. Ярким событием современности стали процессы самоорганизации различных родительских сообществ и издание рекомендаций по различным аспектам родительства, подготовленных самими родителями.
Одной из важнейших проблем современного российского общества остаётся низкая степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей. Однозначно негативный фактор – сегодня активными родителями являются люди, проходившие личностное становление в 90-е годы XX века, которые в силу специфики общественно-политических событий того периода не получили достаточного опыта семейного воспитания. Необходимы шаги, направленные на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства. Кроме того, в условиях современной России для решения экономических задач, социальной стабильности, увеличения доли молодежи в инновационной деятельности необходимо особое внимание уделить молодым семьям, будущим родителям. По результатам мониторинга, лишь 20% образовательных организаций, социальных служб в субъектах Российской Федерации оказывают информационную поддержку, проводят разъяснительную работу для молодых семей, а основная масса – 80% – служб и центров работают только с семьями, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В современной России у самих родителей ощущается значительная потребность в развитии и совершенствовании собственных родительских компетенций. Согласно исследованию, проведенному Центром независимого мониторинга исполнения Указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта в 2016 году, 66% родителей считают, что современная школа должна методически помогать родителям в воспитании детей. При этом рост уровня образованности молодежи привел к тому, что рекомендации по воспитанию черпаются из многочисленных теорий воспитания – неоднозначных и противоречивых, часто бездоказательных. Растет число родительских сообществ, приверженных одной из теорий, сообществ, которые часто становятся источником навязчивых предписаний. Запрос на «просвещенное» воспитание, характерный для образованных семей, не имеет инфраструктуры организационной и информационной поддержки. Все эти факторы делают родительское просвещение крайне актуальным и жизненно необходимым не только для современного воспитательного процесса, но и для социального развития российского общества в целом.
Современное родительское просвещение детей и взрослых вполне возможно назвать «единством в разнообразии». При наличии общей цели, которая заключается в повышении компетентности родителей, воспитывающих детей всех возрастных категорий, существует огромный разброс тем и форм трансляции и интерпретации научных фактов, полезных родительству. Нет единых общенациональных подходов к решению вопросов родительского просвещения. В подавляющем большинстве работа основывается на энтузиазме отдельных сотрудников и/или традициях образовательных организаций. В результате имеется значительное число практик и подходов к организации родительского просвещения. Имеющийся опыт нуждается в обобщении, анализе, выявлении лучших и наиболее эффективных форм работы и их тиражировании.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Очевидно, чтобы полноценно реализовывать указанные права, родители должны обладать соответствующими компетенциями. При этом дети, еще не ставшие родителями, должны иметь запас знаний и компетенций, которые поспособствуют более эффективному жизненному выбору, собственному семейному будущему на фоне конструктивных отношений с собственными родителями. Ответы на эти многогранные вопросы можно получить в процессе родительского просвещения детей и взрослых.
Значительный импульс в возрождении в России процессов родительского просвещения придало подписание Перечня поручений Президента Российской Федерации № 2876-Пр от 12.12.2014 г. (п. 7) по итогам проведения Форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны». С 2015 года началась активная работа по организации просвещения родителей в области педагогики и возрастной психологии как в субъектах Российской Федерации, так и в Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Одной из приоритетных задач в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) определено обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Документ определяет приоритетом воспитания «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». В части системы ценностей, с которыми связаны ценности семьи, Стратегия указывает следующие приоритеты:
– обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
– создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за её результаты;
– обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей;
– поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
– развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Поддержка семейного воспитания в парадигме Стратегии развития воспитания включает «содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания; использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения». Решение данных задач также подтверждает необходимость и актуальность развития родительского просвещения и семейного воспитания.
"Родителям об адаптации детей к детскому саду" https://www.youtube.com/watch?v=ETgYC1horTo
"Родителям о правах воспитателя детского сада" https://www.youtube.com/watch?v=dvHDAqeLV1Y&t=146s
"Насилие как метод воспитания" https://www.youtube.com/watch?v=N7fyMDBxOUU&t=121sп
"Я кричу на ребенка. Как воспитывать без крика?" https://www.youtube.com/watch?v=8txHtvb4zZs&t=33s
"Ужасы раннего развития" https://www.youtube.com/watch?v=GD3_TdLXQVA&index=4&list=LL5NTtlpXN-CBadDLD6hB-TQ
"Если ребенок не хочет убирать игрушки. Что делать?" https://www.youtube.com/watch?v=hennUw6xKdo&t=32s
"Ваши дети любят вас" https://www.youtube.com/watch?v=n-9teKTBMcg
"Рыбка" https://www.youtube.com/watch?v=U4MuWuvFlZU
"Пощечина" https://www.youtube.com/watch?v=66frexeysaI
ЕДИНЫЙ УРОК ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Накануне Международного Дня прав человека 10 декабря в образовательных организациях Российской Федерации проходит Единый урок прав человека (далее – Единый урок).
В 2018 году Единый урок был посвящен 25-летию действующей Конституции Российской Федерации и 70-летию Всеобщей декларации прав человека.
Инициатором Единого урока выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова. Со-организатором Единого урока выступает Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества. Единый урок проходит при поддержке уполномоченных по правам человека в 85 субъектах Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.
Единый урок – это серия мероприятий, направленных формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны.
В ходе уроков и различных активностей, которые охватывают все субъекты Федерации, учащиеся познакомится Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека, Конституцией Российской Федерации и другими документами международного и российского характера.
Кроме этого, обучающиеся также познакомятся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
В ходе деловой программы Единого урока запланированы организация встреч и уроков с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, проведение вебинаров и открытых уроков, проведение конкурсов, викторин, фестивалей для детей и многие другие очные и дистанционные мероприятия.
В 2017 году прошел первый Единый урок, приручённый 20-летию принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В Едином уроке приняли участие 28 664 образовательных организаций, 6 414 650 обучающихся и 2 619 30 педагогических работников.
Сайты Единого урока:
Актуальность проблемы оставления детей без присмотра как никогда высока: в настоящее время появляется огромное количество новостей о несчастных и трагических случаях с участием детей, оставленных без родительского внимания.
Опасность подстерегает детей где угодно: в водоёмах, на транспорте, при неосторожном обращении с огнем и так далее. Это может произойти и при трагическом стечении обстоятельств: от случайности, к сожалению, никто не застрахован. Но часто к трагедии приводит безответственное поведение родителей: хроника происшествий пестрит сообщениями о детях, выпавших из окон многоквартирных домов, оставленных в припаркованных автомобилях или утонувших в водоемах, будучи с родителями.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:
Ребенок в машине
Родители часто забывают, что любой автомобиль, даже с выключенным двигателем, – источник повышенной опасности. Высокие температуры, масло, топливо, электричество. Оставшись без присмотра, ребёнок в любой момент может оказаться в смертельной ловушке. С июля 2017 года вступило в силу постановление №761 от 28.06.17, согласно которому в пункт 12.8 ПДД был добавлен следующий абзац:
Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствии совершеннолетнего лица.
В КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях) штрафа именно за это нарушение нет, однако водителя могут привлечь по ч. 1 ст. 12.19 КоАП: нарушителю грозит штраф в размере 500 рублей. Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга размер штрафа повышен до 2500 руб. Такая мера применяется, если ребенок не получил травм и ему не угрожала существенная опасность. Оставлять ребенка одного можно до 5 минут: например, если машину нужно заправить на АЗС. Кроме того, в отношении родителей или опекунов органы опеки вправе на основании закона №48- ФЗ «Об опеке и попечительстве» требовать лишения родительских прав за ненадлежащее исполнение возложенных обязательств.
Ребенок в квартире
Одна из наиболее частых причин гибели малолетних детей — выпадение из окон. Обычно это случается в те моменты, когда взрослые отвлекаются. В этом случае к родителям может быть применена Статья 125 УК РФ — «оставление в опасности». В ней говорится о потенциальной угрозе для ребёнка и заведомом оставлении его без помощи, когда есть потенциальная опасность. Опасность представляют противомоскитные сетки, которые создают иллюзию безопасности, но их крепления настолько слабые, что часто не выдерживают даже веса домашнего животного, не то что ребенка.
Бытовая химия, электроприборы, розетки, колющие и режущие предметы, лекарства, спички, ванна с водой — всё это представляет опасность для малыша.
В уголовном кодексе имеется статья 125 УК РФ, которая трактуется как «Оставление в опасности». Согласно ст. 125 УК РФ безответственным родителям могут быть назначены судом различные виды наказаний от штрафа до лишения свободы на срок до одного года.
Ребенок на улице
Существует Федеральный закон 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому несовершеннолетним нельзя находиться на улице одним в общественных местах без сопровождения взрослых с 22:00 до 6:00. Остальные случаи законодательство не регламентирует.
УБЕРЕЧЬ детей от несчастья поможет выполнение несложных правил:
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ детей без присмотра даже на самое короткое время: дети — исследователи, им все интересно: спички в красивом коробке, блестящий нож, ножницы, розетки, открытая дверь на балкон, открытое окно, бутылочка с яркой этикеткой...
НЕ СТАВЬТЕ предметы бытовой химии туда, где их может достать ребенок: бытовая химия вызывает тяжелые отравления, ожоги глаз, кожи, пищеварительной системы.
НЕ ДАВАЙТЕ детям для игры мелкие предметы: пуговицы, шарики, монеты, бусы, конструкторы с мелкими деталями и т.п.: ребенок может взять их в рот и случайно проглотить, засунуть в нос, уши и т.д.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ в доступном для ребенка месте лекарства, так как ребенок может съесть или выпить их и получить серьезное отравление
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ открытыми (поставленными на проветривание) окна в доме(квартире)
НЕ РАЗРЕШАЙТЕ маленькому ребенку включать самостоятельно телевизор, компьютер, другую бытовую технику. Не оставляйте ребенка одного возле включенной бытовой техники.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ включенными в сеть строительные инструменты (дрели, пилы и т.д.). СЛЕДИТЕ, чтобы в квартире (доме) все бытовые приборы находились в исправном состоянии, электросеть не была перегружена, сетевые фильтры(удлинители) были без повреждений и не были протянуты через всю комнату (т.е. по ним никто не должен ходить, переступать через них и т.п.).
НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ детям играть вблизи строящихся объектов, разрытых теплотрасс, котлованов под инженерные коммуникации и т.д. Пренебрежение этим запретом часто приводит к необратимым трагическим последствиям!
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ детей без присмотра на улице, в лесу и у водоемов — это опасно для их жизни и здоровья!
Если с малолетним ребенком, который остался в одиночестве, произошла трагедия и установлена вина родителей, то они будут наказаны в соответствии с нормами закона. Но вот станет ли кому-то от этого легче — большой вопрос.