Охрана прав детства

ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?

 

СЕМЬЯ – это счастье, любовь и удача,
СЕМЬЯ – это летом поездки на дачу.
СЕМЬЯ – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
СЕМЬЯ – это труд, друг о друге забота,
СЕМЬЯ – это много домашней работы.
СЕМЬЯ – это важно! СЕМЬЯ – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили всегда:
КАКАЯ ХОРОШАЯ ЭТО СЕМЬЯ!!!

 

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ (скачать)

 

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
(ред. от 27.06.2018)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(скачать)

 

Закон Республики Коми от 23.12.2008 N 148-РЗ
(ред. от 29.11.2018)
"О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми"
(принят ГС РК 16.12.2008)
(скачать)

В своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент России В. В. Путин определил главный при­оритет государственной политики – «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России». Усилия государства должны быть «направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографи­ческие программы, улучшение экологии, здоровья людей, раз­витие образования и культуры».

За последнюю четверть века в российском обществе про­изошли глобальные социально-экономические изменения, затронувшие все сферы жизни человека. Институт семьи подвергся серьезной трансформации. Эксперты отмечают изменения функций семьи, семейных ролей, дестабилизацию брака и возникновение его новых форм, появление таких тен­денций, как рост автономии поколений, усложнение межлич­ностных отношений между супругами, родителями и детьми, утрата традиционных ценностей. Традиционная модель вос­питания, при которой дети получали от родителей полезные навыки, знания жизни, советы, передающиеся из поколения в поколение, семейные ценности, также нарушилась.

Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбеж­ная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка цен­ностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Процесс социализации молодого поколе­ния в современном российском обществе осложнен, т.к. про­исходит переоценка ценностей, традиций и норм. Молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полага­ясь преимущественно на себя, потому что процесс передачи традиций, норм, ценностей предшествующими поколениями был нарушен в связи с изменениями идеологии в 90-х годах. Новая ценностная система российского общества только на­чинает свое становление, в то время как традиционная си­стема ценностей подверглась разрушительному воздействию многих факторов в период социально-экономических преоб­разований в стране.

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую, как бы это не казалось странным, становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой си­туации процесс трансформации семейных ценностей, их при­способление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье.

Такой социальный феномен имеет место сегодня в россий­ском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует гово­рить не столько о традиционной передаче семейных ценно­стей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансфор­мация ценностной системы родителей.

На формирование ценностей поколения детей оказывают воздействие различные факторы, такие, как нормы и ценно­сти референтных групп, школа, СМИ и др. Изменения в семье (родители весь день на работе, минимум совместного орга­низованного времяпровождения семьи, легкость смены брач­ных партнеров и т.д.) привели к тому, что у многих детей нет сформированного образа идеальной семьи (цели, к которой надо стремиться), нет опыта положительного взаимодействия в семье, теряются ролевые представления о себе как о буду­щем родителе.

Помимо этого, для многих детей характерно наличие кон­фликтов с родителями, потребительское отношение к родным, или, наоборот, наблюдается равнодушное отношение роди­телей к детям. Для многих семей характерен низкий уровень педагогической грамотности родителей. Современные психо­логи и педагоги с тревогой пишут об ослаблении в послед­ние годы родительского внимания к детям, которое называют «дефицитом родительской любви». Дефицит родительской любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к таким печальным явлениям современной действи­тельности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и уровня духовно-нравственных ценностей, усложнение про­цесса адаптации в обществе.

В то же время семья всегда выступала и продолжает оста­ваться важной жизненной опорой. Ценность семьи, несмотря на изменение веса других ценностей, остается приоритетной и в по­колениях детей. Наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативным воздействиям и гаран­тией адекватного воспитания молодого поколения.

Родители, осознавая важность формирования жизненных ценностей у детей, пытаются выстроить подходы к их воспита­нию в новых условиях. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.

Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у детей сегодня является одной из приоритетных педаго­гических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом. В то же время возрастает роль и ответственность родителей за воспитание своих детей как активных граждан России, способных к свершению позитивных преобразований в обществе. Научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми – задача, прежде всего, семьи. Школа должна помочь родителям и детям осознать и сфор­мировать ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направле­нии в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно. В. А. Сухомлинский считал, что обще­ству – и родителям, и молодежи, которой в будущем строить семью, – необходима Родительская педагогика, которая долж­на стать настольной книгой каждого нашего гражданина. Ро­дительскую педагогику надо изучать в специальных родитель­ских школах. Решение обозначенных проблем потребовало новых подходов к организации воспитательно-образователь­ного процесса.

В последние годы ведутся научные и социологические ис­следования, разрабатываются новые методики, апробируются подходы. Вопросы работы с обучающимися и их родителями по формированию семейных ценностей остаются важной те­мой научной, профессиональной и общественной дискуссии. В различных регионах Российской Федерации накоплен зна­чительный практический опыт работы образовательных орга­низаций по этой проблеме.

В современном российском обществе существует серьёзная потребность в целенаправленном приобретении специальных знаний по вопросам формирования и развития родительских компетенций. На различных уровнях и в самых разнообраз­ных формах действует большое количество различных форм родительских курсов, сайтов, тренинговых программ, адре­сованных как настоящим, так и будущим родителям. Ярким событием современности стали процессы самоорганизации различных родительских сообществ и издание рекомендаций по различным аспектам родительства, подготовленных сами­ми родителями.

Одной из важнейших проблем современного российского общества остаётся низкая степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей. Однозначно негативный фактор – сегодня активными родителями являют­ся люди, проходившие личностное становление в 90-е годы XX века, которые в силу специфики общественно-политических событий того периода не получили достаточного опыта семей­ного воспитания. Необходимы шаги, направленные на разви­тие общих родительских компетенций, культуры родительства. Кроме того, в условиях современной России для решения эко­номических задач, социальной стабильности, увеличения доли молодежи в инновационной деятельности необходимо особое внимание уделить молодым семьям, будущим родителям. По результатам мониторинга, лишь 20% образовательных органи­заций, социальных служб в субъектах Российской Федерации оказывают информационную поддержку, проводят разъясни­тельную работу для молодых семей, а основная масса – 80% – служб и центров работают только с семьями, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В современной России у самих родителей ощущается зна­чительная потребность в развитии и совершенствовании соб­ственных родительских компетенций. Согласно исследованию, проведенному Центром независимого мониторинга исполне­ния Указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общерос­сийского народного фронта в 2016 году, 66% родителей счи­тают, что современная школа должна методически помогать родителям в воспитании детей. При этом рост уровня обра­зованности молодежи привел к тому, что рекомендации по воспитанию черпаются из многочисленных теорий воспитания – неоднозначных и противоречивых, часто бездоказательных. Растет число родительских сообществ, приверженных одной из теорий, сообществ, которые часто становятся источником навязчивых предписаний. Запрос на «просвещенное» вос­питание, характерный для образованных семей, не имеет инфраструктуры организационной и информационной под­держки. Все эти факторы делают родительское просвещение крайне актуальным и жизненно необходимым не только для современного воспитательного процесса, но и для социально­го развития российского общества в целом.

Современное родительское просвещение детей и взрос­лых вполне возможно назвать «единством в разнообразии». При наличии общей цели, которая заключается в повышении компетентности родителей, воспитывающих детей всех воз­растных категорий, существует огромный разброс тем и форм трансляции и интерпретации научных фактов, полезных роди­тельству. Нет единых общенациональных подходов к реше­нию вопросов родительского просвещения. В подавляющем большинстве работа основывается на энтузиазме отдельных сотрудников и/или традициях образовательных организаций. В результате имеется значительное число практик и подходов к организации родительского просвещения. Имеющийся опыт нуждается в обобщении, анализе, выявлении лучших и наибо­лее эффективных форм работы и их тиражировании.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Феде­рации» гласит: «Родители (законные представители) несовер­шеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Очевидно, чтобы полноценно реализовывать указанные права, родите­ли должны обладать соответствующими компетенциями. При этом дети, еще не ставшие родителями, должны иметь запас знаний и компетенций, которые поспособствуют более эф­фективному жизненному выбору, собственному семейному будущему на фоне конструктивных отношений с собственны­ми родителями. Ответы на эти многогранные вопросы мож­но получить в процессе родительского просвещения детей и взрослых.

Значительный импульс в возрождении в России процессов родительского просвещения придало подписание Перечня поручений Президента Российской Федерации № 2876-Пр от 12.12.2014 г. (п. 7) по итогам проведения Форума Общероссий­ского народного фронта «Качественное образование во имя страны». С 2015 года началась активная работа по организа­ции просвещения родителей в области педагогики и возраст­ной психологии как в субъектах Российской Федерации, так и в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Одной из приоритетных задач в «Стратегии развития вос­питания в Российской Федерации до 2025 года» (утвержде­на Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) определено обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответ­ственного отношения родителей или законных представите­лей к воспитанию детей. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие вы­соконравственной личности, разделяющей российские тра­диционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному сози­данию и защите Родины». Документ определяет приоритетом воспитания «систему духовно-нравственных ценностей, сло­жившихся в процессе культурного развития России, таких, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нрав­ственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». В части системы ценностей, с которыми связаны ценности семьи, Стратегия указывает следующие приоритеты:

– обеспечение поддержки семейного воспитания, содей­ствие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

– создание условий для повышения ресурсного, организа­ционного, методического обеспечения воспитательной дея­тельности и ответственности за её результаты;

– обеспечение условий для повышения социальной, комму­никативной и педагогической компетентности родителей;

– поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

– развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных орга­низаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствова­ния содержания и условий воспитания подрастающего поко­ления России.

Поддержка семейного воспитания в парадигме Стратегии развития воспитания включает «содействие развитию культу­ры семейного воспитания детей на основе традиционных се­мейных духовно-нравственных ценностей; создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания; использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; содействие популяризации в информационном про­странстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения». Решение данных задач также подтверждает не­обходимость и актуальность развития родительского просве­щения и семейного воспитания.

 "Родителям об адаптации детей к детскому саду" https://www.youtube.com/watch?v=ETgYC1horTo 

 "Родителям о правах воспитателя детского сада" https://www.youtube.com/watch?v=dvHDAqeLV1Y&t=146s

"Насилие как метод воспитания" https://www.youtube.com/watch?v=N7fyMDBxOUU&t=121sп

"Я кричу на ребенка. Как воспитывать без крика?"  https://www.youtube.com/watch?v=8txHtvb4zZs&t=33s 

"Ужасы раннего развития"  https://www.youtube.com/watch?v=GD3_TdLXQVA&index=4&list=LL5NTtlpXN-CBadDLD6hB-TQ 

 "Если ребенок не хочет убирать игрушки. Что делать?"  https://www.youtube.com/watch?v=hennUw6xKdo&t=32s

 

ЕДИНЫЙ УРОК ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Накануне Международного Дня прав человека 10 декабря в образовательных организациях Российской Федерации проходит Единый урок прав человека (далее – Единый урок).

В 2018 году Единый урок был посвящен 25-летию действующей Конституции Российской Федерации и 70-летию Всеобщей декларации прав человека.

Инициатором Единого урока выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова. Со-организатором Единого урока выступает Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества. Единый урок проходит при поддержке уполномоченных по правам человека в 85 субъектах Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.

Единый урок – это серия мероприятий, направленных формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны.

В ходе уроков и различных активностей, которые охватывают все субъекты Федерации, учащиеся познакомится Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека, Конституцией Российской Федерации и другими документами международного и российского характера.

Кроме этого, обучающиеся также познакомятся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

В ходе деловой программы Единого урока запланированы организация встреч и уроков с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, проведение вебинаров и открытых уроков, проведение конкурсов, викторин, фестивалей для детей и многие другие очные и дистанционные мероприятия.

В 2017 году прошел первый Единый урок, приручённый 20-летию принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В Едином уроке приняли участие 28 664 образовательных организаций, 6 414 650 обучающихся и 2 619 30 педагогических работников.

 

Сайты Единого урока:

  1. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  (смотреть)
  2. Сайт Единого урока для педагогов (смотреть)
  3. Сайт Единого урока для детей (смотреть)
Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве

Документы

1. Успешный родитель 2. Историческое значение родительского просвещения 3. Семья в контексте историко-цивилизационного развития России 4. Функции семьи 5. Семь правил для взрослых 6. Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье 7. Вы в ответе! 8. Шпаргалки для родителей 9. Памятка "Для вас, родители" 10. Памятка "Десять заповедей для родителей" 11. Памятка "Наказывая, подумай: "Зачем?" 12. Профилактика жестокого обращения с детьми в семье 13. Памятка родителям "НЕТ-НАСИЛИЮ!" 14. Основы семейного воспитания 15. Основы семейного права 16. Права и обязанности родителей 17. Права и обязанности детей 18. "Безопасность детей - забота взрослых!" 19. Ответственность за жестокое обращение с детьми 20. Жизнь без насилия 21. Как избежать конфликтов с детьми 22. Презентация "Жестокое обращение с детьми" 23. Рассказ "Ремень по наследству" 24. Буклет "Скорая социальная помощь на защите детей от насилия" 25. История прав человека 26. Всеобщая декларация прав человека 27. История прав человека в России 28. Основные аспекты прав человека 29. Конституция РФ 30. История прав ребенка 31. Конвенция о правах ребенка 32. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ 33. Основные аспекты прав ребенка 34. Категории несовершеннолетних (учащихся) в зависимости от наличия гражданских прав 35. Защита прав 36. Обязанности и юридическая ответственность несовершеннолетних 37. Аспекты правового просвещения родителей (законных представителей) детей 38. Право ребёнка жить и воспитываться в семье 39. Право ребёнка на заботу со стороны родителей 40. Право ребёнка на совместное проживание со своими родителями 41. Право ребёнка на воспитание, обеспечение его интересов и всестороннее развитие 42. Право ребёнка на общение с обоими родителями и другими родственниками 43. Право ребёнка на имя 44. Защита прав ребёнка 45. Право ребёнка на принадлежащее ему имущество